«Смутно и более странно, чем страшно рисовались на темном небе ее два столба с косой линией соединившего их лезвия. Эта их близость придавала всей машине какую-то зловещую стройность — стройность длинной, внимательно вытянутой, как у лебедя, шеи. Чувство отвращения возбуждал большой плетёный кузов, вроде чемодана, темно-красного цвета. Я знал, что палачи в этот кузов бросят тёплый, ещё содрогающийся труп и отрубленную голову».
Такой увидел гильотину Иван Сергеевич Тургенев, присутствовавший на казни в Париже в 1870 году. Вне всякого сомнения она — самый страшный символ Французской революции и вообще Франции.
Если покопаться в истории предмета, то окажется, что подобные гильотине орудия казни применялись ещё в XVI веке в разных уголках Европы. Но прославиться грозному механизму суждено было во Франции.
В 1789 году доктор и депутат Жозеф Гильотен, ратовавший за отмену смертной казни, выступил перед депутатами с речью, резюмировать которую можно так: «Если смертную казнь нельзя упразднить, то она должна быть гуманной. Новый механизм сработает быстро как молния, голова полетит, кровь брызнет, и нет человека», — пламенно убеждал Гильотен. Знал бы он тогда, что его фамилия навсегда прилипнет к жуткому новшеству!
Хотя… к жуткому ли? Ведь если выбирать между повешеньем, четвертованием, колесованием и даже отсечением головы вручную (не всегда палачу удавалось обезглавить с первого удара), то смерть на гильотине покажется увеселительной прогулкой в мир иной. Еще и с ветерком: доктор Гильотен обещал, что казнимый в момент смерти почувствует лишь легкое дуновение в районе шеи.
Сказано — сделано. Хирург и академик Луи вместе со столяром Шмидтом усовершенствовали инструмент. Сначала провели опыты на баранах, затем потренировались на трупах трёх бродяг. Результаты властям понравились, и они дали «добро» на использование нового механизма.
Первым реальным клиентом гильотины стал Никола Пелетье, напавший на прохожего с ножом. Собравшаяся толпа на Гревской площади ожидала невиданного зрелища от казни по новому образцу. Но расходились парижане по домам недовольные. «Всё происходит слишком быстро и четко — смотреть не на что», — бурчали они.
Благо, что на дворе — Революция, и скоро на эшафот начнут всходить знаменитости: Людовик XVI , Мария-Антуанетта, Дантон, Робеспьер и тысячи ни в чем неповинных французов разных сословий. Способ умерщвления — один для всех сословий: равенство не только в жизни , но и в смерти. В период Террора во Франции 50 гильотин трудились, не покладая головы или без продыху.
Кстати, легенда о том, что добрый доктор Гильотен сам стал жертвой «национальной бритвы» — только легенда. Он умер в 75 лет в собственной постели на излёте Первой империи.
Гильотен умер, а дело его умертвляло еще полтора века. Казни уже не собирали полгорода, хотя и оставались публичными довольно долго. В туристическом проспекте Всемирной выставки 1889 года британское агентство Томас Кук включило посещение казни в список парижских аттракционов. Какие каникулы без гильотины?
Последним клиентом мадам «опасное лезвие» стал красавец-тунисец Хамид Джандуби, осуждённый за жестокое убийство. Его обезглавили в 1977 году во дворе марсельской тюрьмы. 4 года спустя президент Франсуа Миттеран выполнил своё предвыборное обещание, отменив смертную казнь.
Если вам интересны другие подробности из истории Франции эпохи Революции, я радостью предложу вам несколько моих тематических прогулок по Парижу с гидом.
комментарии