«Самаритэн» — легендарный универмаг в самом центре Парижа на берегу Сены между Лувром и Нотр-Дамом. Магазин, поражающий своей архитектурой, видом из окон, а теперь и ценами.
После 15-летней реставрации обновлённый «Самаритэн» открыл в июне 2021 свои двери. На торжественное открытие прибыл даже Президент Франции Эмманюэль Макрон, который фотографировался на лестницах универмага с самым богатым французом в мире, главой холдинга LVMH Бернаром Арно.
LVMH не пожалел 1 миллиард евро на этот проект: 230 миллионов стоила покупка старого «Самаритэна»и ещё 750 миллионов — то есть в три с лишним раза больше — его реставрация.
Так что же такое универмаг «Самаритэн», на открытие которого приехали Президент с женой и мэр Парижа Анн Идальго?
Название магазин получил от давно не существующей водонапорной башни. Её стены были украшены библейской сценой с Иисусом и Самаритянкой. И вот на этом-то месте предприниматель Эрнест Коньяк год за годом расширял свой бизнес, пока его маленький магазин в начале XX века не превратился в целый торговый комплекс!
«Самаритэн» тогда — один из первых магазинов с фиксированными ценами, да ещё и одежду можно померить прямо в магазине, есть примерочные — тоже редкость в то время.
Нынешнее здание универмага было построено в начале XX века. Здесь сочетаются два, казалось бы, несочетаемых стиля — Ар-нуво (в России его еще называют Модерн) и Ар-деко. Они тут как будто перетекают друг в друга: в фасаде Ар-нуво с типичным для этого стиля цветочным орнаментом уже присутствует геометрия Ар-деко. А на фасаде Ар-деко круглые балконы не дают забыть, что Модерн еще где-то рядом, вот тут, в буквальном смысле слова за углом.
Фасад Ар-нуво из железа и стекла не банален благодаря ярко-жёлтым жизнерадостным панно с цветочным мотивом. Эти панно сделаны из особого вулканического камня, то есть заставшей лавы, сверху покрытой эмалью. Такой камень добывают в регионе Овернь, где много потухших вулканов. Вулканическая лава, сверху покрытая эмалью, — это прочно и долговечно даже снаружи.
Заказчик хотел, чтобы фасад четко информировал похожих о том, что продаётся внутри, поэтому названия отделов читаем с улицы: шляпы, обувь, постельное белье, мебель, стулья. Здания должны были быть красивыми как внутри, так и снаружи, чтобы покупателю не хотелось покидать магазин как можно дольше. В декоре всего универмага доминируют два цвета: серый (цвет Парижа, его зданий и крыш) и жёлтый (цвет солнца, которым фасады залиты в хорошую погоду).
Лестница достойна отдельной главы! 270 ступеней из массива дуба. Железные ограждения лестницы с листьями каштана покрыты сусальным золотом — в некоторых местах его уже протерли посетители. Над лестницей керамические панели с листьями аканта.
Поднимаясь по ней, добираемся до последнего этажа, который заказчику, видимо, представлялся раем— по периметру роскошные павлины демонстрируют свои нарядные хвосты!
Общая цветовая гамма универмага, цвет железных конструкций не кричат, а скорее нашёптывают что-нибудь приятное. Ну, например: «А не купить ли эту сумку Шанель за 4000 евро?» А, если серьезно — то получилось то, что французам удаётся в моде и дизайне: изящный шик!
Только раньше это был магазин, где можно было купить всё и всем. Здесь отоваривался обычный парижский люд: забегали за отрезом для ткани, набором гвоздей или новой курткой. Теперь же «Самаритэн» — храм моды и люксовых товаров разной степени тяжести и люксовых товаров разной степени тяжести. Так что обычный француз заходит сюда как в музей: полюбоваться, поглазеть, вспомнить, каким «Самаритэн» был раньше. И отправиться покупать в другое место.
комментарии